Программа МФ
Питер Гринуэй. Лекция «Кино умерло... Да здравствует кино!». Мультимедийный перформанс «Чемоданы Тульса Люпера»
Авангардист Гринуэй прославился знаковыми для всей истории кинематографа лентами, из которых наиболее известны «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо», «Записки у изголовья» и недавно вышедшие в российский прокат «Тайны ночного дозора». Повествование, сосредоточенное на образах классической живописи и архитектуры, включающее в себя искусствоведческие концепции и теорию кинематографа, использующее японскую каллиграфию и мультимедийные технологии для реализации многомерного режиссерского замысла, переродилось в творчестве Гринуэя в идею совершенно иного способа создания произведений. Отвергнув кинематографический нарратив, режиссер путешествует по миру, создавая мультимедийные инсталляции, мистериальные аудиовизуальные представления и демонстрируя свое мастерство художника-виджея. Именно в этой ипостаси он предстанет перед зрителями кинофестиваля.
Режиссер использует жанр виджеинга в художественных целях,
создавая живой мультимедийный перформанс. Используя гигантский сенсорный
дисплей, Гринуэй выбирает видео фрагменты, которые под музыкальные темы культового
диджея Сержа Додвелла, смешаются в историю, рассказываемую одновременно на
нескольких экранах. Это повествование о Тульсе Люпере, путешественнике и
тюремном заключенном, превратившим свою жизнь в непрерывный арт-проект и
включивший в него собственные жизненные перипетии, судьбы самых разных людей,
основы многих художественных течений и образы дорог всех континентов. В 92
чемоданах, где собраны все свидетельства о странствиях и находках героя,
заключена история ХХ века и странных свойств его памяти, опаснейшего
химического элемента урана, всех войн и катастроф с момента открытия его
природных залежей идо времени падения Берлинской стены.
Всемирно известный кинорежиссер-авангардист Питер Гринуэй отнюдь не рискует
остаться без работы, с подозрительным упрямством уверяя каждого журналиста в
смерти кинематографа. Точная дата этого неприятного события - 31 сентября 1983
года, когда был изобретен пульт дистанционного управления, - апофеоз праздного
и пассивного лицезрения экрана. Эту трагическую дату Гринуэй называет всем, а
сам, тем временем, создает мультимедиа инсталляции, организовывает световые
перформансы в крупнейших музеях и выставочных пространствах мира, представляет
видео-трилогию, в состав которой включает VJ-сеты, CD и книги, интерактивную
игру и материалы интернет-сайтов.
Именно по этой причине автор знаменитых фильмов «Повар, вор, его жена и ее
любовник», «Записки у изголовья», «Живот архитектора» и «Тайны ночного дозора»
прибывает в Москву не как представитель киноиндустрии, а в качестве медиа
художника - специального гостя Медиа Форума 2008.
Еще несколько лет назад, только задумывая необычный арт-проект, режиссер
говорил о своем желании показать его российской публике, и сейчас в Москве
Питер Гринуэй выступит перед слушателями с лекцией «Кино умерло... Да
здравствует кино!», а 24 июня покажет уникальный мультимедийный перформанс
«Чемоданы Тульса Люпера».
Среди арт-проектов Питера Гринуэя световая инсталляция «Тайная вечеря» в
монастыре Санта Мария Делле Грацие, где режиссер дает визуальный комментарий к
фреске Леонардо Да Винчи, рассказывая о ней средствами света и музыки. Еще один
проект - мультимедийная мистерия «Каллиграфия на воде», посвященная
двухсотлетию Трафальгарской битвы. Каллиграфические этюды, образы бушующей
водной стихии, хоровое пение под музыку Дэвида Ланга, строки Шекспира, Кольриджа
и Мелвила соединяются в ней в целостное произведение, повествующее о море,
полном бурь и ненастий, катастрофах и счастливом спасении. Самая знаменитая из
подобных работ - эпопея о «Чемоданах Тульса Люпера», использующая язык разных
медиа, самых старых, таких как книги и самых новых интернет-технологий. Эта
история состоит из кинотрилогии, которую можно было увидеть в российских
кинотеатрах, DVD-материалов, текстовых и электронных документов, TV-программ и
книг. Кроме этого, режиссер задумал живое представление, которое позволит ему
по-настоящему взаимодействовать с аудиторией и чувствовать ее отклик, создавать
в присутствии живого зрителя каждый раз уникальное произведение, фабула
которого будет развиваться по законам не литературы, а музыки.
Для того чтобы реализовать свою идею живого мультимедийного перформанса,
режиссер использует в художественных целях жанр виджеинга. Речь идет,
разумеется, совсем не о том виджеинге, который мы привыкли видеть на
музыкальных каналах. В перформансе на специально спроектированном сенсорном
дисплее Гринуэй выбирает видео фрагменты, которые под музыкальные темы
культового ди-джея Сержа Додвелла, смешиваются в историю, рассказываемую
одновременно на нескольких экранах. Это повествование о Тульсе Люпере,
путешественнике и тюремном заключенном, превратившим свою жизнь в непрерывный
арт-проект и включивший в него собственные жизненные перипетии, судьбы самых
разных людей, основы многих художественных течений и образы дорог всех
континентов. В 92 чемоданах, где собраны все свидетельства о странствиях и
находках героя, заключена история ХХ столетия, всех войн и катастроф с момента
открытия природных залежей 92-го и самого опасного, по мнению режиссера,
химического элемента урана и до времени падения Берлинской стены.
Лекция "Кино умерло... Да здравствует
кино!" - 23 июня, понедельник, 21:00
Gazgallery (Н. Сусальный пер. д. 5, стр. 3а, тел. 226-33-40)
Мультимедийный перформанс «Чемоданы Тульса
Люпера» - 24 июня, вторник, 22:00
Gazgallery (Н. Сусальный пер. д. 5, стр. 3а, тел. 226-33-40)
|