СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ

 

ENGLISH VERSION

О Медиа Форуме
Расписание
Программа МФ
Конкурс 2008
Жюри МФ
Победители
Партнеры
Контакты

Пресса о МФ
Победители 2007
Фотохроника МФ

Сайт ММКФ

ФЕСТИВАЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ:

2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2001


 

 

Программа МФ

Новые фильмы Кена Джекобса (США) и российская премьера «Star Sprangled To Death»



Американский кинохудожник-экспериментатор, приверженец паракинематографа, отвергающего стандартные технологии мейнстрима, Кен Джекобс входит в список ста величайших художников двадцатого столетия, составленный Whitney Museum. Над фильмом «Star Spangled To Death», российская премьера которого состоится в рамках Медиа Форума, Джекобс работал почти полвека с 1957 по 2003 год. Рассказ о продажной и опасной Америке состоит из «найденных» режиссером киноматериалов, репортажей и мюзиклов, документальных кадров и мультфильмов, он сочетает все элементы нового абсурдного и свободного от всяких границ кинематографа, родившегося в 50-е годы в Нью-Йорке и приобретает, действительно, эпический размах.

Нервное кино Кена Джекобса

Изучив живопись также пристально, как и историю кинематографа, режиссер Кен Джекобс в свое время собирался стать художником. Он до сих пор не очень уверен, что им не стал, во всяком случае, знания художественного творчества он активно использует в нынешней работе, которая формально относится к сфере кинематографа, но ни один обычный зритель не согласится сразу, что фильмы могут быть и такими. Странное кино Кена Джекобса раскрывается как коллаж репортажных съемок, мультфильмов и видео арта, мюзиклов и элементов театрального представления, оно воздействует на подсознание зрителя, раскрывая особенности работы его нервной системы. Как и другие звезды Медиа Форума 2008, Кен Джекобс снимает кино, но делает это весьма необычным способом. Термин "паракинематограф", к которому причисляют работы Кена Джекобса, появился в шестидесятые годы в США. Он объединил периферийные жанры видео, далекие от мейнстрима, пытаясь легитимизировать все экспериментальные формы работы с камерой. Чуть позднее это понятие использовалось в основном для того, чтобы обозначить арт-фильмы, принадлежащие к сфере кинематографа только формально, включающие в себя материалы совершенно разной природы. Именно такие фильмы делал Кен Джекобс. Он работал как раз тогда, когда активно развивающееся в Америке концептуальное искусство призывало отказаться от традиционных носителей в пользу всего нематериального и мимолетного, нестабильных и недолговечных форм художественной активности. Под влиянием этих идей появились «фильмы», сделанные без применения пленки и камеры, относимые, тем не менее, именно к кинематографу, точнее паракинематографу. Сам Джекобс в это время работал над произведениями, больше похожими на живые театральные перформансы, поскольку они создавались мерцанием света и тенями, скользящими по поверхности экрана.

В систему паракинематографа входят и наиболее известные фильмы Джекобса, обозначаемые общим понятием «Nervous System Performances». Для их создания режиссер использует уже существующие видеоматериалы и преобразует их в нечто совсем иное. Режиссер придумал специальное устройство, ту самую «Нервную систему» - аппарат, который позволяет переводить «найденные» киноматериалы в 3D-изображение и создавать различные пространственные эффекты и иллюзии. Два проектора показывают зрителю всего несколько кадров в секунду, накладывая изображения друг на друга, художнику нравится варьировать их количество, играть с картинками, сливающимися в странные образы. При работе над фильмом Джекобс берет короткометражку или короткий отрезок фильма и вдумывается в него, изучает, разрабатывает, как залежи руды, «копает», отыскивая утерянные смыслы, то, что остается между кадрами пленки. Сам процесс и то, что получается в результате, по словам режиссера, захватывает его и пленяет, становится жизненно важным и сводит с ума. Переживая это, Кен Джекобс хочет поделиться своим знанием со зрителем, передать свое состояние публике, показать аудитории то, что видит он, режиссер, активизировав работу нервной системы человека и его рассудка. Задача таких фильмов вывести процессы восприятия из сферы бессознательного и подвергнуть их детальному анализу. Неслучайно режиссер назвал свое устройство «Нервной системой», именно на нее воздействуют фильмы Джекобса, играя с возможностями человеческого восприятия видоизмененного пространства, времени и движения, звука и тишины.

“Nervous New Yorker’’ – Ken Jacobs films program

Человеческое море вздымается

Ken Jacobs, USA, 2006 -10`00``

Человеческое море, составленное из почти одинаковых людей в шляпах-котелках, волнуется и растекается, заполняя весь кадр. Стереоскопический эффект еще умножает количество собравшихся в 1893 году на Всемирную ярмарку в Чикаго. На протяжении фильма изображение плотной, густой толпы расплывается в психоделический узор и вновь возвращается к четкости и порядку.

Январские проделки
Ken Jacobs, USA, 2007 -1`00``

По-мнению режиссера, в его произведении изображен момент, когда в отношениях между людьми рождается чувственность, и этот миг становится поворотным в развитии любовных отношений между мужчиной и женщиной. Это очень лаконичный фильм, краткий настолько, насколько мгновенной и почти незаметной со стороны была вспышка влечения между героями, жившими в начале ХХ века.

Детский труд в эпоху капитализма
Ken Jacobs, USA, 2007 – 14`00``

Фильм построен на основе стереоскопического снимка хлопковой фабрики в начале индустриальной революции. В цеху возле машин, которые производят хлопковую нить, стоят мальчишки не старше двенадцати лет, под присмотром бригадира с лицом рабовладельца они обслуживают промышленное производство. Образ развивающейся Америки, где ребенок рассматривается в качестве орудия и даже сырья для создания товара и получения прибыли, дополнен саундтреком Рика Рида (Rick Reed). Грохот и скрежет машинных механизмов выбран композитором для музыкальной характеристики действия.

Криптон обречен
Ken Jacobs, USA, 2005 – 26`00``

Это перформанс, проведенный с помощью сделанного и управляемого вручную волшебного фонаря. Стереоскопическое и галлюцинаторное действо рождает у зрителя ощущение присутствия потусторонних сил, создает эффект многомерного пространства и воздействует на аудиторию с помощью многозначных образов, которые от каждого требуют своей разгадки. Художественное событие сопровождается аккомпанементом из радиотрансляции сериала сороковых годов про приключения Супермена. Речь в радиопостановке идет о разрушении Криптона и побеге сверхъестественного ребенка на Землю. Следует упомянуть, что по замыслу режиссера Криптон аллегорически должен ассоциироваться у зрителя с состоянием Европы после Второй Мировой войны и Америки настоящего времени, пребывающей в состоянии политического и социального кризиса.

Да грядет обличитель!
Ken Jacobs, USA, 2006 – 18`00``

Под минималистический аккомпанемент барабанов Стива Райха (Steve Reich), на зрителя движется поезд, он мчится сквозь тоннель и с грохотом прибывает на станцию. Черно-белое изображение локомотива, и реалистичное и абстрактное одновременно, создано Джекобсом из восстановленной цифровыми методами старинной пленки. Режиссер исследует электронное пространство, куда переместилось сюрреалистическое действие его ретро-фильма, и сталкивает устаревшую и новейшую техники работы с киноматериалом.

Нимфа
Ken Jacobs, USA, 2007 – 2`00``

Бальную красотку, окруженную поклонниками, зритель сможет рассмотреть в 3D-изображении даже одним глазом, но главная задача, которую ставил перед собой режиссер – это не дать публике расслаблено наблюдать свои фильмы. Поэтому здесь, как и в прочих работах Кена Джекобса, каждому созерцателю придется самому решать, что он видит, о чем та сказка, которую хочет рассказать ее автор.

«Star Spangled To Death»
Ken Jacobs, USA, 2004 - 400` 00``

Почти полвека Кен Джекобс работал над своим главным фильмом - «Star Spangled To Death», длящимся более шести часов. Основной материал был отснят в 1957-196 годах, но история о продажной, опасной и противоречивой Америке ХХ века, управляемой безумными политиками и раздираемой социальными конфликтами, была продолжена. Кинополотно, получившееся в итоге, превратилось в коллаж из документальных и репортажных фрагментов, анимационных вставок, киноматериалов и отрывков мюзиклов. Этот рассказ сочетает в себе элементы нового абсурдного и свободного от всяких границ кинематографа, родившегося в 50-е годы в Нью-Йорке, и приобретает, действительно, эпический размах. Фильм был представлен в программе 12 Документы в немецком Касселе, и он был, вероятно, одной из важных причин, по которым Музей Уитни включил Кена Джекобса в свой список ста самых великих художников ХХ века.

Внимание! В фильмах программы используется пульсирующий свет, поэтому ее просмотр не рекомендуется тем, кто страдает эпилепсией или другими серьезными расстройствами.