СКАЧАТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ

 

ENGLISH VERSION

О Медиа Форуме
Расписание
Программа МФ
Конкурс 2008
Жюри МФ
Победители
Партнеры
Контакты

Пресса о МФ
Победители 2007
Фотохроника МФ

Сайт ММКФ

ФЕСТИВАЛИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ:

2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2001


 

 

Программа МФ

Ретроспектива фильмов Билла Моррисона, США


Исследователи творчества Билла Мориссона никак не могут провести в его фильмах границу между театральными и кинематографическими составляющими, элементами магического шоу и раннего киноискусства. Режиссер-авангардист проводит практически археологическое исследование, отбирая у времени фрагменты старых, разноформатных и зачастую анонимных фильмов, сопоставляя их в художественный коллаж. На фестивале будут показаны лучшие работы режиссера.

Американская публика знает Мориссона в первую очередь как автора музыкального перформанса «Decasia», доступного широкой аудитории в DVD формате. Его живая премьера состоялась в Базеле в 2001 году, и в «Decasia», как и в прочих своих работах, Билл Мориссон проводит практически археологическое исследование, отбирая у времени фрагменты старых, разноформатных и зачастую анонимных фильмов, сопоставляя их в художественный коллаж. На американской премьере игровые и документальные изображения ковбоев, фабричных рабочих, парашютистов и танцоров проектировались на несколько экранов, между которыми разместилась публика, за экранами на трехэтажных трибунах прятались пятьдесят пять музыкантов, исполняя модернистскую симфонию Майкла Гордона. Такое размещение оркестрантов предполагало неравномерное движение звука по залу, что отвечало концепции музыкального произведения: его двоящиеся и троящиеся темы создавали даже не какофонию, аритмический рисунок работы старинного кинооборудования. Диссонанс звучащих нот комментировал деформацию исходного видео материала, с которым работал Мориссон.

Перформативные приемы и формы, использованные в этом действе, выдают театральные истоки творчества Билла Мориссона. Действительно, получив диплом Cooper Union Art School, молодой специалист был готов ходить везде с табличкой «Режиссер-экспериментатор, делаю малопонятные не-наративные фильмы», не особенно надеясь, что его кто-нибудь заметит. Поэтому Мориссон до сих пор благодарен судьбе за то, что Ridge Theatre приютил его и дал возможность воплотить все, чего молодой режиссер страстно желал. Причем, рядом с Мориссоном оказались именно те, кто понял его эксперименты и согласился, что самое лучшее, что вообще бывает, это сочетание архивных изысканий, театральной сценографии, авангардной музыки и кинематографического способа подачи материала. Режиссер упорно настаивает, что театр - самая подходящая среда для его фильмов, и единственное, что его по-настоящему интересует, это живое и непосредственное переживание зрителем происходящего между актерами или перформерами на сцене. И да, аудитория - единственный настоящий и главный герой его работ. 

«Ее фильм» Билл Моррисон, США, 1996 - 12`00``

Музыка Билла Фризелла и Хенрика Горески 

Этот рассказ о памяти и забвении ведется от первого лица. Клерк из библиотеки Национального Конгресса бесконечно очарован кинематографом и на службе занят тем, что отыскивает, восстанавливает, делает принты киноматериалов из архивов библиотеки, за эту работу его даже повышают в должности. Подобно самому Биллу Мориссону, его герой спасает прошлое кинематографа от разрушения и равнодушия своих современников. С началом Второй Мировой войны работа клерка меняется, никому дела нет до восстановления старых записей, зато требуется обслуживать трофейные фильмы, захваченные у врага. Когда же сражения заканчиваются и победа достигнута, общество вдруг начинает интересоваться ранними фильмами, и значение кино-археологической работы повсеместно признано и оценено. Однако на церемонии Оскара, когда вручают премию за работу, проделанную героем, никто не вспоминает его самого, сотрудника библиотеки, который когда-то давно нашел старые записи и спас их. 

«Следы» Билл Моррисон, США, 1992 - 6`00``

Музыка Джима Фэрмера 

Фильм «Следы» сопоставляет историю кинематографа с постоянными изменениями в восприятии человеком мира в ХХ веке. Он построен на основе живого представления в театре «Ridge», где работает Моррисон, и музыки Джима Фэрмера, дополняющей действие и созданной на основе знаменитой мелодии «Каравана» Дюка Эллингтона.

«Свет зовет» Билл Моррисон, США,  2004 - 8`00`` 

Офицер едет верхом сквозь густой лес и видит таинственную женщину с длинными волосами, заплетенными в косы - в работе «Свет зовет» Моррисон также переснимал полуразложившиеся черно-белые пленки, и они создали необходимый антураж к романтической истории о природе любви. К этому фильму режиссер относит важное для себя наблюдение о том, что повреждения, разрушившиеся фрагменты всегда оказываются на первом плане нового произведения, они и составляют основной сюжет, а остальные герои - офицер, незнакомка - вторичны, и потому остаются скрытыми за мистическими декорациями окислившейся и разрушающейся киноленты.

«Гипнотизер» Билл Моррисон, США,  2003 - 16`00`` 

В парке развлечений гипнотизер предлагает зрителям ввести кого-нибудь из них в магический транс, дабы раскрыть тайны его прошлого. Из всей толпы на эксперимент соглашается только один человек, владелец гостиницы. Когда гипнотизер усыпляет добровольца, выясняется, что этот участник сеанса когда-то давно совершил убийство, позарившись на зашитое в пояс золото одного из своихп остояльцев, польского еврея. Художественный эффект незамысловатого с точки зрения сюжета фильма полностью построен на свойствах старой, полуразрушенной пленки, которую так любит Мориссон: дело в том, что фрагменты, которые использовал режиссер, сохранились неодинаково хорошо. Сцены гипноза и изображение толпы на сеансе сильно деформированы и расплываются на экране как в сюрреалистическом бреду или сновидении, зато вспышки памяти героя - яркие и поразительно четкие, словно и не были подвержены разложению в течение долгого времени. 

«Трилогия высокой воды» Билл Моррисон, США,  2006 - 31`00``

Под симфоническую музыку Дэвида Ланга и Майкла Гордона режиссер собирает в своей «Трилогии» картины бушующей водной стихии. Они служат документальным подтверждением хрупкости и ненадежности этого мира, обоснованной неблагоприятным метеорологическим прогнозом. Айсберги, ураганы, наводнения, всевозможные бедствия и катастрофы угрожают людям из Нью-Джерси и с острова Ньюфаундленд, жителям французского Бордо и английского Ланкашира, берегов Миссисипи и прибрежных территорий Атлантического океана - репортажные съемки начала 20-х годов ХХ века создают образ неограниченной и свирепой власти воды над землей.

«Дальний город» Билл Моррисон, США, 2005 - 9`00`` 

Для создания фильма «Дальний город» Билл Моррисон использует материал, отснятый в 1899 году, в Бруклине: на сохранившейся и возвращенной к жизни пленке по городскому мосту едет «призрачный» трамвай из далекого прошлого... Очертания бруклинского моста множатся, растворяясь в истории у ходящего девятнадцатого века. Фильм немой, и все происходящее совершается в полной тишине, но, впрочем, на некоторых показах этот фильм демонстрировался в живом музыкальном сопровождении скрипки и виолончели.